Целевой смысл контроля

ПЕРВОЕ, и самое главное, ради чего собственно и осуществляется контроль. Это обеспечение сохранности, повышение эффективности, соблюдение законности. Подобного рода ёмкие фразы очень тесно связаны непосредственно с главной целью контроля.

ВТОРОЕ, о чём можно сказать – это то, что контроль также осуществляется ни как иначе, как в целях:

  • подтверждения сложившейся точки зрения;
  • опровержения ранее сложившегося мнения;
  • упреждения возможных ошибок;
  • убеждения в порядочности людей;
  • проверки поступившей жалобы, сигнала заявления.

Данные формулировки можно отнести уже к целевой направленности контроля.

Но мы попробуем обратить внимание к ТРЕТЬЕЙ составляющей меню» — целевому смыслу контроля, поскольку он важен для заказчика контрольного проекта (например, ревизии), и, что самое главное, вовсе небезразличен для проверяемого «субъекта». Наверное поэтому, ожидающие проверку либо те, к кому уже пришли, пытаются заранее уловить истинный смысл назначенного контрольного мероприятия и определить его проверочный вектор. И только поняв, зачем собственно всё затеялось проверяемый быстренько выберет удобный фарватер и поплывёт в безопасном для себя русле.

Из учебников известно, что проверки классифицируются на комплексные, полные, сквозные, тематические, внеплановые, специальные и пр. Однако профессионалы контрольного дела знают, что эти же проверки подразделяются на 1. профилактические, 2. устрашающие, 3. информационные, 4. показательные, 5. воспитательные. Исходя из такой вот внутренней классификации, ревизором избирается проверочный вектор, о котором, как упоминалось чуть выше, желает знать или хотя бы догадываться противоположная сторона. Одно дело, когда мероприятие проводится для того, что «субъекта» просто приструнить или поставить на место. Совсем другое – устроить над ним показательный процесс.

Далее, попробуем охарактеризовать целевой смысл каждой из пяти перечисленных.

1. Целевой смысл профилактической проверки заключается в упреждении возможных незаконных действий работниками подконтрольного предприятия, подразделения, службы. Такая проверка в действительности очень полезна, поскольку дешевле предотвратить заранее, чем потом исправлять, принимать меры, взыскивать, увольнять. Вместе с тем не всякому проверяющему интересен, с профессиональной точки зрения, такой вид проверки, ввиду того, что ревизорская натура склонна к выявлению фактов и принятию мер, чем профилактическая работа.

2. Целевой смысл устрашающей проверки выражается в том, чтобы нарушавшего закон, или хуже того, присвоившего чужое работника схватить за руку на месте и тем самым доказать ему бесперспективность неправомерного действия. О чём, кстати, он-таки просто обязан рассказать в окружении подобных себе сотрудников.

3. Целевой смысл проверки показательной (родной сестры проверки устрашающей), состоит в большей степени не в выявлении факта нарушения, а в прилюдно-общественной порке должностного лица, допустившего данный факт. Здесь проверяющему следует быть довольно осторожным в плане дачи со своей стороны беспристрастных и справедливых оценок, относительно действий, наказуемого в будущем, лица проверяемой компании. Опытному ревизору не составляет особого труда в хорошее отыскать плохое, из ничего сделать многое и, наоборот. Поэтому объективность при показательной проверке важно как никогда.

4. Информационная проверка, как правило. скучное занятие, когда ревизор пришёл, посмотрел, запросил несколько справок, снял какие-то данные, пообщался, что-то написал и, улыбаясь, удалился восвояси. Проверяемый остался доволен и спокоен – ничего страшного не произошло. Пока. Но это пока и на его первый взгляд. Возможно, где-то там, на верхних этажах в тиши кабинета, материал, казалось бы безобидной информационной проверки скрупулезно изучается солидными людьми с совершенно иными взглядами на положение дел, а значит могут последовать весьма серьёзные управленческие решения, не идущие не в какое сравнение с решениями по итогам устрашающей или показательной проверки.

5. Целевой смысл воспитательной проверки сводится к принуждению сотрудников, с определённым складом характера, к неукоснительному исполнения принятых норм и действующих правил, соблюдению заведённого порядка и сложившихся устоев. К сожалению для отдельных индивидуумов не раз сказанное не всегда есть руководство к действию. Именно для такой категории лиц и необходимы воспитательные проверки по результатам которых остаётся след на бумаге в форме строгих распорядительных циркуляров в отношении нерадивых работников.

Итак, целевой смысл проверки:

  1. профилактической – упредить незаконные действия;
  2. устрашающей – схватить на месте за руку;
  3. показательной – наказать человека по факту;
  4. информационной – понять действительное положение;
  5. воспитательной – заставить соблюдать порядок.

Заключая краткое повествование о целевом смысле контроля, скажем откровенно, что ревизору сложнее добиться того, чтобы проводимое им контрольное мероприятие вобрало в себя все пять смысловых элементов. На если при этом будет выдержана целевая направленность контроля и достигнута его главная цель, то значимость самого контроля, а значит и его специалистов, возрастёт на целый порядок!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *