«Работа с письмами, жалобами и заявлениями трудящихся» — именно так назывался один из заключительных разделов акта комплексной ревизии предприятия. Без проверки данного вопроса объект считался обревизованным не полностью. И вот почему.
Во-первых: никто лучше, чем работающие на предприятии люди, не знали больше всего о его недостатках, упущениях в хозяйственной деятельности и нарушениях финансовой дисциплины. Поэтому гласность в этом направлении всегда приветствовалась, так как способствовала борьбе с бесхозяйственностью и воровстом.
Во-вторых: проверка того, как ревизуемое редприятие разбиралось с правдолюцами, воочию показывала соблюдение демократических принципов социализма.
В-третьих: поступающие от работников предприятий письма, жалобы и заявления действительно в некотрой степени улучшали работу социалистических предприятий, дисциплинировали их руководителей и повышали персональную ответственность каждого директора за порученное дело.
Ревизору, в свою очередь, объективные информационные «сигналы с мест» в виде писем и жалоб чаще помогали намного быстреее обнаружить имеющиеся факты нарушений, причём при наименьших затратах своего рабочего времени. Но иногда, поступающие от граждан письма, наоборот, отвлекали проверяющих от истинной главной цели, уводили на ложный путь. Поэтому к проверке подобных щекотливых вопросов реивзор относился деликатно, ответсвенно, продуманно с тем, чтобы не навредить предприятию.
И вот мнение современного ревизора с позиции сегодняшнего дня:
«Безусловно, тогда 30-40 лет назад, это было необходимо. Сейчас с гласностью как бы всё в порядке и демокртатические принципы работают. А вот повысить эффективность ревизии за счёт сокращения времени, требуемого ревизору для определения тонких мест и обнаружения нарушений в работе проверяемого «субъекта» вполне возможно, если будет своевременно обращено внимание на позитивные высказывания работающих на предприятии лиц».