Контроль на западе

контроль на западе]Главное контрольное управление (ГКУ) США — орган Конгресса США, оказывающий помощь Конгрессу в его законодательной и контрольной деятельности

История существования ГКУ насчитывает 79 лет. Его возглавляет Генеральный контролер США, избираемый на срок 15 лет. Штаты ГКУ насчитывают 5100 служащих.

Поддержка Конгресса является основной обязанностью ГКУ. Она реализуется путем предоставления Конгрессу разнообразных услуг, самой важной из которых является проведение ревизий, проверок и оценок (обзоров) реализации федеральных программ и деятельности федеральных органов.

Свои обзоры и проверки ГКУ выполняет в соответствии с поручениями Конгресса, председателей комитетов Конгресса, членов меньшинства в Конгрессе и даже по просьбе отдельных членов Конгресса.

Конечно, ГКУ выполняет обзоры и проверки в соответствии с законодательными обязанностями, т.е. независимые от заказов со стороны Конгресса.

Успешная работа ГКУ обусловлена его ведомственной культурой, высоким методологическим потенциалом и специальными знаниями его персонала. Десятки инженеров, экономистов, социологов, психологов, биохимиков, геологов, специалистов по статистике и компьютерам трудятся здесь вместе с финансистами и юристами, которые составляют костяк Управления.

Основными областямиосуществления контроля ГКУявляются: бухгалтерский учет, финансы, сельское хозяйство, здравоохранение, жилищное строительство, оборона, страхование дохода, энергия, окружающая среда, транспорт, международная деятельность, служба в армии, межправительственные дела, налоги, управление информацией.

ГКУ также дает ответы на следующие важнейшие вопросы:

— выполняются ли правительственные программы в соответствии с существующими законодательными актами и достоверны ли данные, представляемые Конгрессу о ходе выполнения этих программ?

— существуют ли возможности для предотвращения потерь и не- производительных расходов государственных средств?

— правильно ли расходуются государственные средства и аккуратно ли ведется учет расходов?

— достигают ли программы желаемых результатов?

— необходимы ли изменения в политике и практической деятель- ности правительства?

— имеются ли пути достижения целей программ с меньшими затратами?

— какие возникающие проблемы должен рассматривать Конгресс?

Как видно, круг забот ГКУ шире, чем только государственный финансовый контроль. Они распространяются и на административную, и на политическую сферы деятельности Конгресса.
Основой надежности работы ГКУ является высокий профессионализм. Почти половина сотрудников ГКУ имеют высшее образование и около 10% имеют ученую степень. Они являются членами профессиональных обществ, следят за новинками по своей специальности и многие публикуются в профессиональных журналах.

Работа аппарата ГКУ организована таким образом, что позволяет сотрудникам концентрировать свои усилия на конкретных вопросах, в которых они имеют высокий уровень компетентности. Когда выполнение отдельных заданий требует специальных знаний, привлекаются эксперты со стороны в помощь штатным работникам.

Цель ГКУ — удовлетворить потребности Конгресса путем проведения проверок, ревизий, оценок, которые являются полезными, объективными, аккуратными, т.е. выполняются качественно и проводятся всякий раз, когда это необходимо. Эта цель реализуется путем использования высоких профессиональных стандартов контрольной работы.

Требования к работе сотрудников ГКУ заключаются в том, что она должна быть высококвалифицированна, не должна быть подвержена постороннему влиянию, опираться на достоверный фактический материал. Наиболее важным требованием к
работе сотрудников ГКУ является независимость.

ГКУ организует брифинги и консультации для членов Конгресса, направляет им письменные доклады. Эти доклады различаются по форме и содержанию в зависимости от сложности поручения. Отчеты по результатам проверок должны быть своевременны, аккуратны и объективны.

Генеральный контролер США ежегодно направляет Конгрессу отчет о работе ГКУ за год. Этот доклад открыт для общественности и средств массовой информации. Кроме того, ежегодно публикуется доклад о рекомендациях, которые были даны ГКУ по результатам проведенных им проверок и не были одобрены.

Правовое положение и направления деятельности Генерального ревизора Канады, его основные функции

Пост Генерального ревизора Канады был учрежден в 1878 г. по решению парламента с целью «освобождения ревизии государственных счетов от любого вмешательства со стороны администрации».

В 1931 г. произошло разделение функций между Генеральным ревизором и Генеральным контролером. Первый должен проводить ревизию государственных счетов, второй, подотчетный казначейству — выдавать разрешения на государственные платежи.

В 1977 г. был принят закон о Генеральном ревизоре Канады, согласно которому его функции были значительно расширены.

Основной обязанностью Генерального ревизора и его аппарата является проверка государственных счетов Канады. О результатах своей работы за год Генеральный ревизор представляет доклад парламенту.

Аппарат Генерального ревизора состоит из двух основных подразделений: отдела контрольных операций и отдела профессиональных и административных услуг. Общая численность аппарата — 620 человек, 470 из них — в отделе контрольных операций и 150 — в отделе профессиональных и административных услуг.

В составе отдела контрольных операций 12 групп, которые занимаются как проверками в закрепленных за ними ведомствах, так и отдельными функциональными вопросами, такими как капитальные проекты, компьютерный контроль, специальные исследования, экономические исследования, планирование и отчетность, эффективность программ и т.д.

Каждую группу возглавляет помощник Генерального ревизора. Непосредственное руководство работой групп осуществляется двумя заместителями Генерального ревизора. На этот отдел возложена ответственность за непосредственное проведение всей контрольной работы, которая возлагается на ведомство.

Офис Генерального контролера Канады, учрежденный в 1978 г., является органом финансового контроля в правительстве Канады. Он подчиняется непосредственно президенту Казначейства Канады и занимается вопросами управления финансовыми ресурсами, внутренней ревизией и оценкой программ.

В аппарате Генерального контролера Канады занято 180 человек. Годовой бюджет офиса составляет 17 млн долларов. В нем созданы четыре основных подразделения:

— финансово-административная информация и системы;

— учетная и калькуляционная политика;

— ревизионный контроль;

— оценка программ.

Национальный ревизионный совет Великобритании (НРС) и его функции

В Великобритании нет единого целостного законодательства, регламентирующего работу контрольно-ревизионного механизма. Традиционно общий контроль за деятельностью администрации на всех уровнях осуществляют законодательные органы (парламент, местные выборные органы), судебные власти, общественные организации.

Гарантами эффективности такой системы, по мнению английских специалистов, являются безусловная подчиненность исполнительной власти законодательным органам, независимость суда и традиционное понимание примата закона.

Парламент сохраняет за собой право на решение принципиальных вопросов финансового характера. В частности, ежегодному принятию бюджета предшествуют довольно бурные дебаты, в результате которых правительство бывает вынуждено идти на отдельные изменения в представленном проекте.

Особую роль в осуществлении финансового контроля играет надправительственный национальный ревизионный совет, кон- тролирующий финансовую сторону деятельности правительства и подотчетный непосредственно парламенту.

Согласно законодательству, НРС не является частью госаппарата и подчиняется непосредственно парламенту. Руководитель НРС — Генеральный ревизор, назначается премьер-министром по рекомендации парламентского комитета государственных расходов и может быть смещен со своего поста только королевой по представлению обеих палат парламента.

В отличие от других министерств, персонал которых комплектуется из числа государственных служащих, Генеральный ревизор лично набирает свой штат сотрудников — около 900 человек, которые подотчетны только ему.

Статус Национального ревизионного совета определен так, чтобы исключить возможность какого бы то ни было давления на него со стороны.

Деятельность НРС строится по двум основным направлениям — подготовка заключений по балансовой отчетности различ- ных государственных органов и анализ эффективности и экономичности произведенных расходов, соответствия их «направленности и духу» парламентского решения о выделении средств на ту или иную программу.

В заключении каждой ревизии НРС представляет в парламентский комитет конкретные предложения по улучшению положения, которые, как правило, становятся объектом предметного обсуждения в парламенте.

Роль бюджетного комитета бундестага ФРГ в осуществлении контрольных функций в отношении правительства, Федеральная счетная палата (ФСП) и другие контрольно-ревизионные органы

Основной объем парламентского контроля в ФРГ приходится на комитеты бундестага. Имеется 21 комитет, которые созданы по принципу их соответствия профилю федеральных министерств. По составу они не одинаковы: от 13 до 37 человек.

Особое место среди постоянных комитетов занимает бюджетный комитет — один из самых многочисленных по составу (37 человек). Ему принадлежит наиболее важная роль по осуществлению контрольных функций в отношении правительства. Ежегодные обсуждения проекта бюджета в бундестаге продолжаются несколько дней и достигают высокого накала, так как бюджетные данные ясно отображают программу деятельности правительства, что дает лишний повод для критики со стороны оппозиции.

Мнение бюджетного комитета заслушивается при рассмотрении любых законопроектов, имеющих отношение к финансовым расходам. Он перепроверяет финансовую деятельность правительства в целом. В нем проходит основная работа между бундестагом и министерством финансов по увязыванию приходных и расходных статей федерального бюджета.

Министр финансов ежеквартально отчитывается перед бун-дестагом и бундесратом за сверхплановые или внеплановые расходы. О значительных расходах такого рода информация поступает в эти инстанции незамедлительно. Министр финансов запрашивает согласие бундестага и бундесрата, когда речь идет о покупке или продаже принадлежащих государству земельных владений или паев в концернах или крупных предприятиях.

Федеральная счетная палата как контрольно-финансовый орган создана в соответствии с Конституцией ФРГ. Статья 14 Конституции гарантирует независимость членов палаты и определяет сферу ее деятельности. С государственно-правовой точки зрения ФСП имеет статус высшего федерального учреждения, т.е. находится на одном уровне с федеральными министерствами.

Палата состоит из 8 контрольных отделов и 50 секторов. Контрольные отделы осуществляют финансовый контроль. Они возглавляются директорами и подразделяются на контрольные секторы во главе с заведующим сектором (в каждом секторе занято в среднем 6 служащих). Секторы, задачи которых устанавливаются в специальном годовом рабочем плане, создаются с учетом специализации различных статей бюджета, отражая тем самым структуру федерального правительства.

Все решения в палате принимаются коллегиально в так называемых двойных коллегиях (зав. отделом и зав. сектором) или в тройных коллегиях, если согласно годовому рабочему плану в решении поставленной задачи участвует президент. В том случае, если в коллегиях нет согласия по обсуждаемому вопросу, то он передается на рассмотрение сената отдела или большого сената ФСП. Сенат отдела образуют заведующий отделом и заведующие секторами отдела. В большой сенат входят заведующие отделами и секторами, президент и вице-президент ФСП.

Президент и вице-президент Федеральной счетной палаты избираются бундестагом по предложению правительства на 12 лет. В своей деятельности президент, заведующие отделами и секторами ФСП, как и судьи, подчиняются только закону. Так же, как и судьи, они не могут быть сняты со своих постов без их согласия. Работники ФСП — это, как правило, специалисты с высшим образованием (в основном, юристы и экономисты). Все они имеют опыт работы на ответственных должностях в различных сферах управления.

В соответствии с конституцией ФРГ счетная палата контролирует всю систему государственного управления, включая министерства и ведомства, а также федеральные предприятия (типография, почта, федеральная железная дорога и др.). Кроме того, согласно положению о федеральном бюджете, контрольные права ФСП распространяются на:

— юридические лица, непосредственно представляющие федерацию (например, федеральное ведомство труда);

— страховые учреждения федерации;

— частные предприятия с 50-процентной долей участия государства;

— прочие ведомства, не входящие в систему государственного управления, если они распоряжаются государственными средствами.

Проверка бюджетной и финансовой отчетности федерации является основной функцией ФСП, причем главное в этой работе -проверка исполнения Закона о федеральном бюджете на текущий год. При этом чаще всего применяется так называемый сопроводительный контроль, т.е. контроль уже принятого решения, которое каким-либо образом связано с государственными расходами. Вместе с тем ФСП имеет право давать рекомендации министерствам и ведомствам еще до принятия закона о бюджете. В качестве главных критериев контроля счетной палаты рассматриваются экономичность и соответствие действующему законодательству.

При обнаружении недостатков счетная палата высказывает рекомендации по их устранению. Об итогах проверки ставится в известность само проверяемое учреждение. Результаты, имеющие особо важное значение, сообщаются непосредственно федеральному министру финансов. Проверяемое учреждение обязано дать ответ палате по существу высказанных ей замечаний и рекомендаций.

ФСП ежегодно представляет бундестагу, бундесрату и правительству доклад о результатах своей деятельности. Бундестаг обсуждает доклад в присутствии представителей ФСП и проверявшихся учреждений и принимает решение. В экстренных случаях палата может информировать правительство путем оперативных донесений.

Кроме Федеральной счетной палаты к числу наиболее важных государственных органов, наделенных контрольно-ревизион-ными функциями, относятся: федеральный банк, федеральное финансовое ведомство, федеральное ведомство по надзору за кредитными отношениями, федеральное ведомство по внешней торговле промышленными товарами и некоторые другие.

Федеральный банк как контрольно-ревизионный орган регулирует денежное обращение в стране, формирует кредитную политику и осуществляет контроль за ее соблюдением. Свою деятельность строит на основе «Закона о немецком федеральном банке» от 26 июля 1957 г. Несмотря на то, что банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, он является независимым в решении стоящих перед ним задач. Этим подчеркивается принцип автономии федерального банка.

Непосредственно контрольные функции банка состоят в следующем:

— он является единственным органом, управляющим золотовалютными ресурсами ФРГ;

— только он обладает правом эмиссии банкнот и ежегодно, начиная с 1974 г., устанавливает границы эмиссии;

— все банки страны обязаны хранить на счетах федерального банка определенный процент своих средств (так называемые минимальные резервы), величина которых устанавливается федеральным банком;

— федеральный банк контролирует объем государственного долга, не допуская государственных кредитов более чем на 6 млрд марок. Банк следит также за курсом ценных бумаг государства и принимает меры по его поддержке;

— федеральный банк устанавливает ставки ссудного процента, что обеспечивает контроль за наличием свободной денежной массы в стране.

Федеральное финансовое ведомство (ФФВ) было образовано указом министра экономики ФРГ от 03.09.71 г. и имеет статус высшего федерального учреждения. К главным функциям ФФВ относятся:

— контроль за соблюдением соглашений об избежании двойного налогообложения;

— сбор и оценка материалов о налоговых связях ведомств и фирм ФРГ с заграницей;

— правовое содействие при исполнении судебных решений в области налогообложения;

— определение подлежащих выплате налогов с различных групп доходов и контроль за налоговыми льготами.

Государственный финансовый контроль во Франции

Высшим контрольным органом Франции является Суд счетов. Французский высший контрольный орган ведет свое начало со средних веков. Он был учрежден королем Филиппом V в 1319 г. как отдельный орган под названием Палата счетов и действует с этого времени, за исключением 16-летнего перерыва во время Французской революции. Его деятельность была возобновлена Наполеоном в 1807 г., функции и полномочия были значительно расширены в последние 50 лет. Его настоящие структура и обязанности установлены законом от 22.06.67 г.

Конституция 1958 г. определяет, что Суд счетов помогает парламенту и правительству в проверке должного исполнения национального бюджета. Однако он является независимым и от парламента, и от правительства. В табеле о рангах органов власти он вместе с Государственным советом (высший административный суд) и Верховным судом находится в числе высших органов государственной власти, позиция и влияние которых уступают только высшим органам политической власти государства.

Суд счетов состоит из президента Суда, семи его заместителей — руководителей отделов, 85 старших ревизоров, 112 ревизоров, 49 младших ревизоров. Кроме того, в составе аппарата есть должность генерального прокурора, который следит за тем, чтобы соблюдались требования закона в деятельности контрольного органа. Общий численный состав аппарата Суда счетов — 400 человек.

Суд счетов проверяет счета государства и государственных ведомств и принадлежащих государству компаний. Он также проверяет счета сети независимых подразделений, которые руководят системами медицинского страхования и социального обеспечения. Задача проверки счетов местных самоуправляемых корпораций и местных государственных учреждений и компаний с 1982 г. передана региональным счетным палатам.

Проверка не ограничивается лишь чисто финансовой стороной дела. Суд счетов должен не только подтвердить то, что эти операции были выполнены в соответствии с утвержденными правилами, но и наиболее эффективным путем (что иначе называется проверкой управления).

Так как для Суда невозможно ежегодно проверять все финансовые операции, он свободен составлять годовой план выборочных проверок.

Порядок и технология проверок. Проверка проводится отдельным ревизором или небольшой ревизионной группой. Она начинается с проверки счетов и соответствующих платежных поручений, которые предусматриваются непосредственно Судом счетов или проверяются на месте. Затем проверяемому учреждению могут быть заданы вопросы письменно или устно в ходе собеседования ревизоров с работниками этого учреждения. В случае направления письменных вопросов ответы должны быть представлены Суду в течение нескольких дней или недель.

Документы, относящиеся к финансовым операциям: платежные поручения, контракты, а также личные дела должны быть предъявлены ревизору по его требованию даже в том случае, если эти документы содержат секретные сведения, вопросы государственной безопасности, национальной обороны или международных дел. Для консультации по техническим вопросам привлекаются эксперты.

Выводы ревизии в письменной форме докладываются коллегии старших ревизоров, заседания которой проходят под председательством одного из заместителей Генерального ревизора. Решения коллегии принимаются большинством голосов (включая голос докладывающего ревизора). Проекты годовых отчетов Суда о проверке государственных счетов и деятельности государственных органов и компаний рассматриваются на заседании полной коллегии под председательством Генерального ревизора. Таким образом, высший контрольный орган всегда работает как коллегиальный орган, независимо от того, выступает ли он в качестве судебного или чисто ревизионного органа, что коренным образом отличает его от высших контрольных органов Англии и Америки.

Реализация результатов проверок. Общие счета государства, подготовленные министерством финансов, представляются каждый год Суду. Его замечания и заключения по результатам финансового года и использования собственности направляются в парламент вместе с формально заверенными счетами.
Заверение счетов отдельных государственных органов является частью судебной ревизии их бухгалтеров. Заверение счетов государственных компаний проводится частными аудиторами, выводы которых о проведенных проверках представляются в высший контрольный орган.

Финансовые операции государства и государственных учреждений (кроме принадлежащих государству компаний) выполняются государственными бухгалтерами, отвечающими за сбор доходов, утверждение и выплату расходов, несущими персональную ответственность за выполнение своих обязанностей. Суд счетов первоначально был основан как обычный суд, который рассматривал дела, возбужденные против бухгалтеров.

Государственные бухгалтеры должны ежегодно представлять счета в Суд. После предварительного расследования, проводимого обычным путем, им может быть предъявлено требование представить объяснение по каждому из случаев неправильного сбора налога или оплаты расходов в нарушение существующих финансовых правил. Если им не удается представить Суду удовлетворительных объяснений по таким фактам, то суд может принять решение о возмещении суммы ущерба за их счет. Приговор Суда имеет юридическую силу и может быть обжалован в Высшем административном суде в соответствии с положениями закона.

Проверка управления включает в себя не только обычную финансовую ревизию, но и определяет эффективность деятельности проверяемого подразделения в целом. Ее итогом является не только заключение и выводы, но и рекомендации по устранению отмеченных недостатков.

Информация о выявленных фактах бесхозяйственности или финансовых нарушений направляется главам проверенных организаций через министра юстиции с требованием о представлении ответа в контрольный орган в течение трех недель. Дела по вскрытым злоупотреблениям направляются прокурору для возбуждения уголовного дела.

Выводы проверки, ставящие под сомнение организационную структуру или целесообразность существования проверенных ведомств или компаний, целесообразность внутреннего распорядка (даже устава) или обоснованность политики (кроме политики, одобренной парламентом) направляются соответствующим министерствам вместе с сопроводительным письмом, подписанным президентом Суда. Ответы министерств должны быть представлены в течение трех месяцев.

Наиболее значимые выводы, т.е. такие, которые, по мнению Суда, требуют принятия мер на высшем уровне, включаются в годовой отчет вместе с отчетом министерств. Доклад вручается президентом Суда президенту республики и спикерам обеих палат парламента, а также выставляется на продажу населению по номинальной цене.

Родственные организации Суду счетов. Государственные служащие, кроме бухгалтеров, персонально не подотчетны перед Судом счетов за свою работу. Однако если они причастны к финансовым нарушениям (помимо случаев неэффективного использования финансовых средств), Суд может направить дело в суд бюджетной дисциплины, который представляет собой смешанный трибунал, возглавляемый президентом Суда счетов и состоящий из государственных советников и старших ревизоров. Суд бюджетной дисциплины может на виновного наложить штраф на сумму, не превышающую его годовой зарплаты.

Совет по налогам, председателем которого является президент Суда, состоит из старших ревизоров, генеральных финансовых инспекторов, экономистов и статистиков, пересматривает фискальное законодательство страны и может предложить поправки к существующему закону о налогах.

Комитет по вопросам стоимости и эффективности государственных служб, председателем которого также является президент Суда счетов, может рекомендовать административные реформы.

В исполнение законов о децентрализации 1982 г., по которым власть была передана местным самоуправляемым корпорациям, проверка счетов этих корпораций и связанных с ними организаций (например, школы, больницы) или компаний поручена региональным счетным палатам, которые возглавляются старшим ревизором, действуют по таким же направлениям как и Суд счетов. Их решение может быть обжаловано в Суде счетов, а их наиболее значительные выводы включаются в ежегодный отчет Суда.

Система государственного финансового контроля в Японии

Одной из характерных особенностей системы контрольных органов Японии является ее стабильность. Прежде всего, это относится к Контрольно-ревизионному управлению (КРУ), созданному 114 лет назад с целью осуществления контроля за исполнением государственного бюджета. За все время своего существования его функции не претерпели каких-либо значительных изменений, менялись только объекты проверок и постоянно возрастал объем работы. Согласно закону об этом контрольном органе он представляет собой часть административной системы страны, имеет независимый от кабинета министров статус.

Во главе КРУ стоит Контрольно-ревизионная комиссия, в которую входят президент и два комиссара, назначаемые кабинетом министров с согласия палат парламента. Комиссия представляет собой коллегиальный орган, принимающий решения по итогам проверок. Ее члены, как правило, в них не участвуют и не имеют закрепленных за собой отделов в структуре управления.

Комиссары вступают в свои полномочия после утверждения императором так же, как государственные министры и судьи Верховного Суда. Они утверждаются сроком на семь лет, на весь этот период законом гарантирована независимость их деятельности. Президент КРУ утверждается кабинетом министров по результатам выборов на альтернативной основе из самих трех человек. Президент председательствует на заседании комиссии и представляет КРУ в экономическом совете парламента с правом совещательного голоса. Руководителям КРУ по закону запрещено одновременно занимать посты в правительственных учреждениях или местных органах самоуправления или быть избранными в парламент.

Контрольно-ревизионная комиссия принимает решения по всем важным вопросам жизнедеятельности организации, в том числе по таким, как принятие правил внутреннего распорядка работы КРУ, определение организаций, которые должны быть подвергнуты проверке, вопросы подготовки докладов по результатам проверок, назначение и увольнение сотрудников КРУ.

Проверки КРУ непосредственно организует Генеральное исполнительное бюро. Оно состоит из секретариата и пяти бюро. Секретариат управления отвечает за административную работу — общие вопросы, кадры, бухгалтерию, проведение исследований, рассмотрение и урегулирование претензий. В нем имеется несколько отделов: кадров, исследовательский, бытовых проблем и другие. В составе бюро создано 34 ревизионных отдела, каждый из которых проверяет министерства и организации, например, финансовые, строительные, транспортные, обороны и т.д.

Аппарат бюро и секретариат насчитывал в 1991 г. 1230 человек, из них свыше 60% составляли специалисты-ревизоры, компетентные в вопросах экономики и права, сферы деятельности соответствующей отрасли. Эти критерии являются главными при подборе кадров аппарата. Право работать в контрольном управлении получают те лица, которые успешно сдали экзамены для поступления на службу в государственное учреждение. Экзамены принимает специально созданная правительственная национальная служба управленческого персонала. В дальнейшем серьезное внимание уделяется повышению квалификации кадров, для чего управление организует для своих сотрудников различные курсы с отрывом и без отрыва от работы.

Основной обязанностьюаппарата контрольно-ревизионного управления является документальная проверка итоговых счетов доходов и расходов государства и других счетов, определенных законом. Проверке подвержены все аспекты финансовой отчетности и учета, а также счета государственных корпораций и других организаций. О большом объеме работы говорит уже то, что КРУ ежегодно получает для проверки 200 тыс. томов счетов и платежных поручений общим объемом почти 70 млн листов. И все же главная задача аппарата состоит в проверке эффективности использования финансовых средств государства различными министерствами, ведомствами, корпорациями и частными лицами.

При проверке использования бюджетных средств нередко возникают конфликты. Это, например, когда проверяемая фирма не согласна с выводами инспекторов КРУ. В таком случае по решению контрольно-ревизионной комиссии проверка переносится на следующий финансовый год. Об итогах повторной ревизии и вскрытых ею нарушениях, как правило, докладывается правительству или парламенту. К нарушителям принимаются административные меры вплоть до закрытия счетов и передачи материалов ревизии прокурору.

Организация деятельности КРУ Японии, объекты его контроля. Законом о КРУ определено, какие счета оно должно проверять в обязательном порядке и какие — по усмотрению самого управления. Если в какой-либо частной фирме доля государственных инвестиций превышает 50% капитала, то фирма подлежит обязательной ежегодной проверке. При инвестициях государства ниже 50% проверки производятся по усмотрению КРУ или поручению парламента и правительства.

В упомянутом выше законе имеется специальный подраздел, посвященный процедуре проверки. Те организации, счета которых проверяет КРУ, должны регулярно представлять ему официальный отчет вместе с платежными поручениями. Управление может направлять своих сотрудников для проведения проверок на месте. Кроме того, если необходимо, оно вправе требовать от проверяемых организаций представления книг бухгалтерского учета, документов и докладов, а также вызвать на беседу в управление их ответственных сотрудников.

Ответственные за проверку лица должны немедленно докладывать руководству КРУ по таким делам, как факты преступлений в учете финансовых средств, раскрытие недостач наличных денег, ценных бумаг или другой собственности. Управление может, если это необходимо для проверки, просить правительственные учреждения, общественные органы предоставлять ему информационные материалы и экспертные заключения по интересующим его вопросам.

Таким образом, КРУ ревизует все предприятия, организации государственного сектора, министерства и ведомства, т.е. около 120 объектов и свыше 6 тыс. предприятий, получающих дотацию из государственного бюджета. Проверке подлежат все банки, имеющие государственные акции, а также государственные предприятия за рубежом, которые используют средства из госбюджета. Контроль за эффективностью использования государственных средств частными фирмами и работой предприятий государственного сектора осуществляется с выездом на место.

Что касается ревизии исполнения доходной части бюджета, то здесь КРУ главное внимание обращает на эффективность работы налогового управления страны и его отделений на местах. Всего в стране более 50 тыс. налоговых инспекторов, КРУ проверяет их деятельность на всех уровнях.

Главным объектом контроля являются поступления платежей в государственный бюджет от прибылей частных предприятий и фирм. Контрольно-ревизионное управление активно сотрудничает с бюджетной комиссией парламента, в которую входят 25 депутатов обеих палат. Управление готовит для нее аналитические материалы по доходной и расходной частям бюджета, информирует по итогам отдельных проверок.

Правила возмещения причиненного ущерба государственными служащими. В случае, когда вскрыты факты нанесения государству значительных убытков по вине сотрудника учетных финансовых органов, КРУ может потребовать от руководства соответствующего департамента принятия в отношении виновного дисциплинарных мер наказания.

Если служащий допустил растрату или утерю денег, не обеспечил сохранность материальных ценностей или каким-либо способом нанес ущерб государству в результате нарушения положений административного законодательства, КРУ определяет, нанесен ли ущерб сознательно, в результате допущенной им халатности в работе или недостатка профессиональных навыков, и решает: обязан он возместить убытки или нет.

По решению управления руководитель департамента обязан потребовать от своего служащего возмещения потерь. Законом установлено, что обязательство выплатить убытки не может быть отменено, а сумма выплат не может быть сокращена без санкции парламента. По фактам преступных действий информируется государственный прокурор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.